Организация архитектурно-пространственной среды школьных зданий

   В настоящее время, когда целью воспитательной работы в школе является формирование гармоничной, творческой личности, усложняется решение задач организации архитектурно-пространственной среды школьных зданий, включая эстетические, этичные, социокультурные и другие аспекты. Проблема повышения выразительности архитектурно-пространственной среды школ приобретает особое значение в связи с перспективностью развития школы полного дня, где дети будут проводить большую часть своего активного времени.

Успех воспитательного процесса во многом зависит от активности ребенка, которая возникает на фоне положительных эмоциональных состояний. Архитектурная среда создает постоянно действующий эмоциональный фон, восприятие которого составляет основную часть воздействия архитектуры. В основе эмоционального воздействия среды лежит, с одной стороны, пространственная организация процессов деятельности, а с другой, - программирование восприятия, являющегося ведущим процессом в осуществлении связи человека со средой.

Для детского восприятия и оценки качеств пространства для деятельности характерно стремление к разнообразию и разнохарактерности пространств, их функциональной определенности, сложности и символичности, что предъявляет специфические требования к организации архитектурно-пространственной среды. В качестве источника эмоционального возбуждения архитектурная среда школ, помимо стимуляции деятельности, должна удовлетворять потребности в восприятии и переработке информации, реализуя таким образом воспитательный потенциал архитектуры.

Обучение в школе приходится на три возрастных периода (детство, отрочество, юность), каждый из которых предъявляет специфические требования к организации архитектурной среды школы. Общее направление совершенствования структуры школьного здания предполагает возрастное зонирование, учитывающее специфику задач учебно-воспитательного процесса для разных возрастных групп.

В младшем школьном возрасте (период адаптации) деятельность учения, которая начинает доминировать и в процессе которой закладываются системы понятий абстракций, предполагает наличие символической функции, развивающейся в игре (ведущий вид деятельности предшествующего возрастного периода). Задача сохранения и дальнейшего развития символической функции, активности личности в уже освоенных видах деятельности (в дошкольном возрасте это игровая, синкретическая художественная деятельность - так называемые игры-драматизации), а также другие актуальные воспитательные задачи этого возраста успешно решаются средствами эстетического и художественного обучения, целью которого является перевод эстетических эмоций детей в эстетические целенаправленные действия.

Развитие этих и других видов деятельности младшего возрастного периода, среди которых особое значение имеет развитие целенаправленности восприятия (внимания, наблюдения), воображения (творческого ассоциативного мышления), эмоционального аппарата, преследует цель воспитания творческой индивидуальности и подготовки деятельности общения, доминирующей на следующем возрастном этапе.

Особенности восприятия младших школьников

   Решение воспитательных задач младшего возрастного периода требует создания условий для игровых ситуаций, музыкальных пауз, художественных творческих видов деятельности и самодеятельности, преследующих цель воспитания чувств (умения смотреть, слушать, воспринимать) и творческих возможностей детей. Эти условия должны быть созданы в рекреационных помещениях и общешкольном творческом центре («центре искусств»), пространственно организующем эстетическую (занятия рисунком, живописью, скульптурой) и универсальную трудовую (художественные виды труда) деятельность, работу кружков (изобразительного искусства, музыкального, театрального и др.), игровую деятельность (создание игровых зон для подвижных игр, «укромных уголков», кукольного театра и пр.). Помещения для музыкальных занятий пространственно выделяются по соображениям звукоизоляции, однако примыкают «к центру» и могут быть использованы в качестве сценических помещений школьного театра, для занятий по ритмике и пр. Кроме того, в «центр» могут быть включены помещения информации (библиотеки), актовый и спортивный залы, молочный бар (при условии примыкания столовой) и пр.

Особенности восприятия младших школьников, характеризующегося несовершенством механизма оценки формы, ориентации в пространстве, а также необходимость развития целенаправленности восприятия, воображения, эмоционального аппарата требуют максимальной информативности окружающей архитектурной среды, насыщения архитектурного пространства визуально выразительными, интересными формами и деталями, общение с которыми является лучшим способом открытия мира для ребенка.

Размещение школ в эстетически ценной среде

   Дети среднего школьного возраста (период индивидуализации) в процессе общения готовятся к активной социальной деятельности - создается коллектив из творческих индивидуальностей. К воспитательным задачам предыдущего периода прибавляются новые: развитие деятельности общения на основе общественно полезных видов трудовой деятельности; развитие социальной взрослости (расширение прав, обязанностей, самодеятельности и ответственности); повышение общекультурного уровня и приобретение знаний из сферы искусств. Достижение этих целей осуществляется методами сотрудничества взрослых и подростков (школа-клуб), создания условий для неконтролируемой деятельности (самообразования) путем выделения индивидуальных пространств, а также пространств для деятельности неформальных групп в интерьере и ландшафте.

В старшем школьном возрасте (период интеграции) преследуются следующие воспитательные цели: формирование мировоззрения, идеалов; рост социальной активности; развитие самосознания, необходимости пользоваться авторитетом в группе; формирование потребности в дружбе.

Потребность в идеале в этом возрасте удовлетворяется возможностью прочтения семантической информации, заключающей в себе прогрессивные идеалы нашего общества, переданные образным языком архитектуры.

Таким образом, на основании проведенного исследования, считая задачей архитектора стимулирование эмоциональных состояний, благоприятствующих протеканию различных видов деятельности, можно представить следующую модель школы, отвечающую комплексу современных требований к ней: градостроительная ситуация - размещение школ в эстетически ценной и информативно насыщенной архитектурной или ландшафтной среде, учет фактора эмоциональной информативности при проектировании путей следования школьников в здание школы, определение с учетом психологического фактора архитектурно-художественных требований к участку школы.

Создание ясной схемы развития пространства в школьном здании - от локальных деятельностных пространств к интегральному пространству, в котором реализуется стремление ребят к творчеству и созиданию. Состояние сосредоточения, внимания, созерцания в академическом пространстве достигается композиционной ясностью, подчеркнутой тектоникой пространства и деталей, применением мягкого света, спокойных цветовых тонов.

Рекреационные пространства проектируются в зависимости от возраста детей и форм общения. Они должны быть контрастными по отношению к «академическому пространству»: сложными, гетерогенными, динамичными, обеспечивающими разнообразие форм художественно-игровой деятельности, а также пространствами тишины, секретов, созерцания.

Эмоциональной пространственной кульминацией является пространство символическое, образно художественное, ритуальное. В нем синтезируются все виды творческой, художественной деятельности, воплощением которых является театральное действо, разыгрываемое детьми. Сосредоточением всех видов художественной творческой деятельности в одном пространстве и выделение его в структуре школы преследует цель концентрированного эмоционального воздействия на учеников. Личность формируется здесь в коллективе, возможно также общение по группам. Думается, такое театрализованное пространство - «творческий центр» школы - сложное, состоящее из разных элементов, необходимых для формирования и оптимизации всех видов деятельности, позволяющее свободно переходить от одного вида деятельности к другому, выполняя их как взаимосвязанные жизненные моменты, достаточно точно воплощает социальные идеалы нашего общества.

Настойчиво рекомендуемая сейчас в школьном строительстве «универсальная» форма многофункциональных пространств, нейтральная по отношению к поведению и деятельности, представляется социально неэффективной: выбор возможностей деятельности здесь ничем не направляется.

В центральном пространстве должны быть выделены зоны для различных видов деятельности (коллективной, групповой, индивидуальной--амфитеатры, «круглые столы», ниши), оно подчеркивается средствами архитектурной композиции (изменчивость уровней пола, потолка, применение символических элементов, галерей, эркеров, стеночек, подсвет отдельных зон и т. п.). В игровой зоне (для младших) необычное свободное, игровое состояние стимулируется применением контрастных и сложных форм и ярких цветов, мягкого покрытия пола (позволяющего лежать и сидеть на нем), игрового оборудования (пространство-лабиринт) и пр.

Общие воспитательные цели, реализируемые в решении общешкольных пространств и определяющие семантику объекта, можно свести к следующим: диалектическое единство учебно-воспитательного процесса и художественного развития в процессе воспитания; познание мира в единстве; взаимосвязь личности и общества на основании творческой деятельности (социализация личности).

Диалектическое единство учебно-воспитательного процесса и художественного развития достигается распределением эстетических переживаний в пространственной структуре школы в соответствии с видами деятельности; созданием гармонической взаимосвязи «академических» пространств для учебной деятельности и «центра искусств», являющегося эмоциональной кульминацией школы.

Задача познания мира в единстве выражается в тенденции интеграции научных зданий, устранении изолированности учебных предметов, единства процесса обучения и воспитания, переплетения классных и внеклассных форм деятельности, разнообразия их видов и возможности беспрепятственного перехода от одного к другому. Эта тенденция реализуется в создании перетекающих пространств, устранении четкого разграничения между этажами (пространство-пандус), выделении с помощью архитектурных средств выразительности в центральном пространстве разнообразных видов деятельности, их маркировке (выделение пространств, создающее возможность выбора).

Взаимосвязь личности и общества на основании творческой деятельности предполагает привнесение личностью в коллектив творческой индивидуальной деятельности, интеграцию в коллективе, освоение его норм, ценностей и задач на основе сотрудничества, а также обратный процесс - обогащение личности в коллективе и перенос ценностей коллектива в малые группы. Таким образом осуществляется обмен личности и коллектива в процессе творческой деятельности. Этот процесс реализуется во взаимосвязи малых, деятельностных пространств, где происходит формирование индивидуальности - через переходные, адаптационные пространства (рекреации, где возможна творческая деятельность, где усвоенные знания закрепляются в общении, в индивидуальном творчестве) - с центральным интегральным пространством, где возможна коллективная деятельность по группам.

Творчество, рассматриваемое как целостная деятельность, предполагающая творческий диалог с учителем и другими членами группы, требует создания возможности свободно общаться, видеть всех членов группы (расположение учащихся вокруг педагога полукругом или вокруг общего стола при занятиях малыми группами, создание амфитеатральных пространств и пр.). Особенности организации пространства диктуются необходимостью гармонического взаимодействия с окружающим ландшафтом или застройкой, гармонической взаимосвязи, преемственности культур.

Гармоничность архитектурной композиции, основанная на соподчиненности отдельных частей и художественной согласованности между ними, реализует принцип «единства в многообразии» - один из основных законов гармонии.




« Вернуться